Бывший музыкант Нау

Сегодня в отличной компании посмотрел 13-ый фильм моего любимого Алексея Балабанова "Кочегар". Расскажу о своих впечатлениях кратко и тезисно.

О чём? Если широко, то как всегда о человеке в его первосущности. Если чуть уже, то о России. А если конкретно, то о нескольких зимних днях "проклятых 90-ых" в российской провинции. Бандиты, калеки войны, секс, огонь. Трупы. Естественно трупы. Естественно, обнажённые тела. Трупы горят в печке, которую топит контуженный майор Афганской войны. Параллельно он пишет книгу. Вернее переписывает, прочитанный до Афгана, но напрочь выбитый из памяти контузией. Вот он и пишет рассказ, а параллельно помогает сжигать трупы невинно убиенных на волне первоначального накопления капитала. Но ладно о сюжете. О творческом методе. "Кочегар" - это тру балабановщина, которую мы привыкли воспринимать после "Груза-200". Да, и до этого она была такая же, только менее, простите за ругательство, арт-хаусная. А теперь что? Теперь за весь фильм лишь одна фраза, которая несёт хоть какое-то подобие морализаторства, философии, рефлексии и т.д.. Главный кровопийца, молчащий после Афгана, вообще не разговаривает, а убивает и выигрывает в карты. Убивает и сжигает. Сжигает и убивает. И молчит, молчит, молчит. Другой по-разговорчивее и тоже из Афганистана. Но о чём он говорит. Редские скупые воспоминания из военного снайперского прошлого, и фразы без которых можно было обойтись. Меня это просто ужаснуло пострашнее горящих трупов в печке. Насилие вообще не вербализуется. Оно здесь и сейчас. И также как в "Грузе-200" или "Войне", не в советском 1984, и не в чеченских перевалах, а прямо в тебе, когда ты сидишь и смотришь, как кочегар сначала сжигает свою дочь, убитую афганскими ветеранами, а затем убивает убийц, простите за тавтологию. А ты сидишь и не уходишь. Ты ждёшь продолжения кровавого банкета, про который ни слова на экране... Бабалабанов не милитарист, Балабанов не фашист и даже не банальный закомплексованный садист, а в лучшей русской культурной традиции является нравоучителем, хорошо понявшим геометрию в школе. Абсолютность добра он доказывает от противного - абсолютности зла. И тут уж ничего не попишешь, мы застыли с карандашом, а домашнее задание не выучено. Теорему мы никогда не докажем. Садись два. Ты будешь работать кочегаром.

 

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.