Кочегар и другие

"Кочегар"  очень понравился, как и почти все фильмы Балабанова. Как говорят наши люди в Америке: "это  моя эстетика". Только со звуком я не справилась - не смогла отрегулировать так, чтобы музыка не заглушала диалоги. Приходилось продираться через гитарные переливы, чтобы ухватить обрывки фраз, которые вообще-то очень важны, если хочешь уловить истинный смысл фильма.  Я бы с удовольствием посмотрела этот фильм  ещё два раза - только с музыкой, без слов, и - только со словами, без музыки вообще. Чтобы сравнить ощущения.

Ритм всех мизансцен ювелирно подстроен  под музыку, вплоть до жестов и походок, но для меня все-таки было многовато музыкального сопровождения, как и в Балабановском же "Мне не больно" - под конец просто хотелось звук выключить из-за этого "о мами о мами мами блю  о мами блю".  Вообще музыка В.Дидюли очень гармонично вписалась в концепцию Балабанова - кромешный кошмар под аккомпанемент приятных ритмичных мелодий, но - уж простите - это, конечно, не Эдуард Артемьев или Алексей Рыбников.

Фильм - притча в хорошей Балабановской манере, как обычно -  о том, что далеко не все двуногие прямоходящие, машинально, по инерции  называемые людьми, в самом деле являются таковыми. "Про уродов и людей" - в принципе о том же. Только там - о спокойном безжалостном и циничном использовании людей, а здесь - о таком же спокойном безжалостном убийстве. О спокойном обыденном неизбывном Зле.

Повесть о русском разбойнике, которую пишет Кочегар, по сравнению с его собственной жизнью - детская сказка на ночь. Раньше русского разбойника высылали на задворки империи, где он мучал приютивших его якутов, до которых никому и дела не было - они и так плохо жили. А теперь никуда его не сошлёшь - он везде у себя дома, он хозяин повсюду.  Такой знакомый и человечный, и вроде понятный и простой. не случайно все "нормальные" люди, не-разбойники в фильме имеют несколько ходульный одеревеневший вид. А разбойник - вполне себе живенький, бодренький, энергичный, подвижный. С детства знакомый,  до боли родной парень с нашего двора. Прошедший огонь и воду, видавший виды. Иногда - отмороженный и молчаливый, иногда - добродушный и хлебосольный. С виду. А внутри - разбойник. И не спрятаться от него, не прогнать, а только стараться перебегать из тени в тень, чтобы на глаза ему не попасться да дорогу случайно не перейти.  А споткнётся об тебя - гореть тебе жарким пламенем, остывать безымянным пеплом. И никто не узнает, где могилка твоя... Потому что обычные люди могут спутать разбойника с человеком, а вот разбойник сомнений не знает, и за людей не считает никого.

Тему мести - горячей, чёткой и скорой - Балабанов, как  добрый человек, всегда подкидывает зрителю для облегчённого вздоха. Чтобы хоть немного утешить. И ещё сильней подчеркнуть неизбывность и неизбежность Зла.

А больше всего меня до сих пор трогает ранний фильм Балабанова "Счастливые дни". В нём какая-то Хармсовская безнадёжность.

Через пару дней после "Кочегара" почему-то вдруг потянуло пересмотреть "Человек дождя". Помню, что в юности он произвёл на меня сильное впечатление. Что ж, на то она и юность, видно. А теперь - каким же наивным, плоским, простым он мне показался. Всё на поверхности - вот плохое, вот хорошее, они не перемешиваются и не дают полутонов. Воистину, если "блаженны нищие духом ибо их есть Царство Небесное", нам, русским, там не бывать. Все места заняты американским кинематографом.
 


Хотите заняться спортом? Пора купить орбитрек велотреножер. Отличное качество по доступной цене. Спорт - это модно!

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.