«Боб и Роуз» (Bob & Rose), 2001

Живет с нами на одной планете удивительный человек, которого мы знаем под псевдонимом Расселл Т. Дейвис, сценарист и кинопродюсер, известный по проектам «Близкие друзья», «The Second Coming», «Казанова» и возрождённому в 2005 году научно-фантастическому телесериалу «Доктор Кто». Живет в одно с нами разрушительное время, пишет и создает удивительные, точные и трогательные вещи, способные возродить не только легендарные сериалы, но реальные человеческие жизни. Как по мне, так этот человек – маг и волшебник, врачеватель и лукавый автор – создатель одного с нами мира. Слава мирозданию, что есть это сообщество и друзья, долго и упрямо подбивавшие меня посмотреть (всего!) шесть серий небольшого телепроекта «Боб и Роуз», стартовавшего 10 сентября 2001 года на канале ITV. Теперь мне предстоит непростая задача рассказать об этом маленьком шедевре большого человека. Для начала скажу, что главные роли в нем исполнили Алан Дейвис и Лесли Шарп.

default

Однажды, в два часа ночи на безлюдной остановке такси в Манчестере встречаются двое людей. Боб, симпатичный учитель школы, и хмурая Роуз, деловитый менеджер местной конторы. Двое уставших, разочарованных вечером, да и гораздо большим, людей. Всё бы ничего, но Боб – добродушный гей, ночи напролет проводящий в гей-клубах, где каждый раз знакомится с новыми мужчинами в надежде встретить единственного. А Роуз крайне разочарована затянувшимися отношениями с чудесным, но совсем не интересным ей Эдди. Ей нравится веселый, интеллигентный, уважительный Боб, но что еще сложнее – Бобу очень нравится Роуз. С этого парадокса начинается картина.

Чтобы снова не возвращаться, привычные вводные. Оператор проекта Тим Палмер (Tim Palmer), подаривший нам эпизоды «Доктора Кто», «Жизни на Марсе», «Прах к праху», «Любовниц», «Веры», «Задир», снявший чудную «Бабушку-грабителя», мини-сериал «Сын» (о котором скоро напишу) и «Мы покорим Манхэттен». Снимали эпизоды Джо Райт (Joe Wright), режиссер «Анны Карениной», «Искупления», «Гордости и предубеждения», «Солиста», и Джулиан Фарино (Julian Farino), режиссер «Рима», «Службы новостей», «Офиса». Вместе с Аланом и Лесли в нем снялись Джессика Хайнс, Пенелопа Уилтон, Шиван Финнеран, Дэниэл Райан (чудный Эдди), Николас Сиди, редкий Майкл Бегли, Джон Вудвайн и другие. Сценарист и сопродюсер нам понятны, можем возвращаться к дифирамбам и восторженному лепету.

Расселл настаивал, что сериал основан на реальной истории его друзей, что он внес в него из нее не только сюжет, и цельные диалоги, реально звучавшие в этом мире. Но не давайте мне сбиться на глупое и ненадежное «это всё как есть в жизни», потому что вся эта история и грустная правда состоит в том, что мы понятия не имеем, как это «как в жизни». Думаю, я впервые (хоть на чуть-чуть) поняла, как это волшебник делает свои истории. Серии столь превосходны, что их можно смотреть бесконечно. Здесь есть всё: и молчаливые сцены и бесконечные диалоги, это просто бисер не одной, а десятков историй, осторожно и чутко сшитых в одну. Если вам хоть когда-нибудь приходилось пробираться сквозь знакомую толпу, например, на большом фестивале, где каждый десятый немного знаком, вы знаете это ощущение – узнавание, касание, когда обрывки фраз и выхваченные жесты говорят больше, чем подробный пересказ событий. Каждый день мы пропускаем сквозь себя десятки жизней, и не замечаем того. А Расселл … наоборот. Вот его секрет (возможный секрет): ему не нужно ничего придумывать, как бы абсурдно не складывались его сюжеты, они рождаются и существуют здесь – между людьми.

Сериал можно (условно) разделить на две части, две равные половины. Есть зачин: знакомство героев, такое неровное и смешное (не давайте мне это сказать), как случаются все знакомства на Земле. Своей лучшей подруге я наступила на ногу в коридоре, где мы обе неловко пытались заполнить документы на поступление в Лит. Другая запомнилась мне при первой встрече потому, что потеряла одну контактную линзу. Один глазел синел до рези, а второй светился чистым изумрудом. Друг был настолько пьян в 8 утра в центре Москвы, что сунул совершенно незнакомой девчонке пакет с документами на несколько миллионов со словами «Сохрани, я точно посею». Мне продолжать? Мы - люди, Боб и Роуз - люди, у которых есть семьи, работы, друзья, а значит в жизни творится форменный кавардак. Но что делать, если в эту непростую ситуацию вмешивается то, о чем мечтает каждый – влечение к другому человеку.

Вторая часть, назовем её «осознание», блистательна по описанию того, что бывает с нами, когда внезапно встает самая непростая из задач. «Нажми на кнопку, получишь результат. Твоя мечта осуществиться!». Как принять и примирить с уже существующей жизнью что-то новое! Ведь мы только мечтаем о том, чтобы все изменилось. За тридцать шесть лет я видела лишь пару людей, которые наматывали перемены на себя так, как рыбак сматывает сети. Тут то и понимаешь, что «найти» желаемое, лишь полбеды, а вот смириться с ним… беда настоящая.

Особенно если учесть, как мы все закостенели. Все знают всё! Все в этом убеждены. Есть прекрасный момент не вспомню в какой серии, где Боб разглядывает парней в клубе. Этот - «не его весовой категории, на него даже не стоит смотреть», а этот «сам не той категории», и может даже не смотреть на Боба. Но тут парни объединяются и уходят с танцпола. Потрясенный Боб думает: «Они нарушили правила, потому что нет никаких правил. Почему мне никто не сказал?!». А правил, и правда, нет, но я не уверена, что люди так быстро и скоро с этим смирятся. Мы ждем гарантий, пытаемся все объяснить, зачастую не имею и 10% информации, трактуем и ждем адекватной реакции на это. Сплошной глухой телефон, пока кто-то, подобный Расселлу не рассмеется: «Да нет никаких правил там, где сама жизнь – иррациональна!».

Так о чем эта история, которая выиграла British Comedy Award в 2001 году и за которую Лесли Шарп была номинаровона на «Лучшую телевизионную комедийную актрису» в том же году? В 2002 году сериал получил сразу две премии британской Киноакадемии (BAFTA TV Award и Royal Television Society Award). И он о людях, об одиноких, живых, разных, прекрасных людях. Не только Бобе и Роуз, но и об их матерях, друзьях, родственниках и просто случайных знакомых. О нас с вами.

Это очень романтическая комедия, искусно вспарывающая все наши смешные мотивации и эмоции, размещенные в двух, на первый взгляд, очень разных мирах. От того так прекрасна сцена, где Боб и Роуз, параллельно, в двух разных клубах, пытаются решить одну и ту же проблему – встретить себе пару. Чуден момент, когда к Бобу подкатывает парень и (совершенно в духе «Близких друзей) перечисляет свои физические параметры, а уставший Боб отвечает на это лукавым «Я – Козерог». Или Роуз оценивающая внешность парней, танцующих внизу. Упрямая мать Роуз, пытающаяся сплавить дочь, чтобы решить собственные проблемы. Не менее упрямая мать Боба, решающая понятные только ей задачи за счет близких. История Холли, раздавленной самим фактом того, что самый лучший мужчина в её жизни всё же влюбился в женщину, но эта женщина – не она.

Здесь нет плохих и хороших, как нет и (ох, опять в это скатываюсь) в жизни. Есть просто напуганные, потерянные, такие понятные нам люди. Этим так хорош Расселл, умело варьирующий ситуации так, чтобы они казались достаточно абсурдными и очень узнаваемыми одновременно. О нас и не про нас. Потому можно смело смеяться, грустить, радоваться, не принимать и принимать происходящее. Оно существует для того, чтобы убаюкать наши комплексы, а не питать их. Самая мудрая комедия положений из тех, что мне приходилось видеть.

Что мне осталось добавить? Это очень смешно, очень легко и очень верно. Да, это очень романтично, ведь у каждого из нас есть такая история. История доказывающая, что каждый может встретить каждого. Просто не нужно быть ханжой и бояться. А там… кривая вывезет. Или нет. Это уже не важно. Так за что я люблю этого добродушного титана? За веру в то, что люди – это люди, а не только монстры и радикалы.

http://bamssi.livejournal.com/1166773.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.