Мёртвые и одарённые

Коко | Coco | Ли Анкрич, Эдриан Молина | 5,5

Увы, но заоблачный рейтинг нового мультфильма студии Pixar – очередной повод для удивлений. Приятно, что там по-прежнему держат планку и продолжают создавать по-своему уникальные произведения, однако эта стабильность наблюдается на уровне общего и давнего спада. Трудно сказать, когда именно он начался, но очевидно, что последние работы студии – даже яркая «Головоломка» – стали повторять успех предыдущих оригинальных творений лишь внешне. Умение сделать человечным, приятным и даже смешным нечто неживое или пугающее – будь то монстры или рыбы, игрушки или роботы – осталось неизменным, и новый мультфильм продолжает эту традицию. Диковинные разноцветные звери, добродушные скелеты в сомбреро, собака с длинным болтающимся языком и символически-ироничным именем Данте, душевные и страстные песни (явно только потерявшие от дубляжа) – «Коко» переливается всеми цветами (особенно – оранжевым), затрагивая к тому же необычную и самобытную тему. А главное – Pixar по-прежнему превосходит Disney. И сценка из жизни героев «Холодного сердца» перед началом «Коко» очень показательна. В том смысле, что слащавые диснеевские мюзиклы стало совсем уж невозможно смотреть.

Тем не менее, история мальчика Мигеля тоже довольно сентиментальна и снята по тем же самым лекалам, что и «взрослое» кино. Убери анимацию – и получится классическая и банальная история обретения себя и своей мечты в недружелюбном мире, сдобренная поучительным юмором и предостережениями, которые лишь оттягивают неизбежно счастливый финал через ряд предсказуемых поворотов. Загробный мир – всё-таки слишком сложная тема, чтобы обыгрывать её так легкомысленно и очевидно. Конечно, всё можно списать на взрослые придирки и утрату детской восприимчивости, но дело, как мне кажется, совсем в другом. Современные мультфильмы перестали уважать детей, подсовывая им такие же инфантильные и доступные истории, какими пичкают их родителей. А, как любил говаривать Толкин, сказки – вовсе не литература для детей и уж тем более – не только для детей. И те же слова можно отнести к мультипликации, что убедительно доказывают своими творениями Юрий Норштейн или Хаяо Миядзаки. Конечно, важно не напугать детей, рассказывая им о смерти, но можно ли добиться чего-то стоящего, показывая поющих скелетов в совершенно человеческом городе и поющего мальчика, который невозмутимо перемещается между мирами? Это весело, ярко и забавно, но как-то уж слишком топорно. Те времена давно ушли, но есть смутное и интуитивное воспоминание-подозрение, что ни «В поисках Немо», ни «История игрушек» не подходили к делу так же поверхностно.

Одарённая | Gifted | Марк Уэбб | 6

Марк Уэбб – живое доказательство простой и старой как кинематограф истины: потратить большую сумму на съёмки – не значит добиться большого успеха. И после знакомства с «Одарённой» вдруг с приятным удивлением обнаруживаешь, что это тот самый человек, который снял «500 дней лета» –очень симпатичную комедию, стоившую три копейки, чего не скажешь о её содержании. Жаль только, что не такой уж одарённый, но очевидно способный режиссёр потратил массу времени и сил на супергеройское кино, которого сейчас и без того в избытке (а Паук-то всё равно оказался в компании Мстителей в другом обличье). Но тем приятнее его скромное и всё равно торжественное возвращение с маленькой драмой о живых людях, вновь поражающее возможностью обойтись почти смехотворной суммой.

В истории маленькой Мэри с самого начала что-то пошло не так. В том смысле, что создателям картины удалось найти простой, но всё же нетривиальный подход к обыгрыванию самых избитых обыденных ситуаций. Это новый «Маленький человек Тейт», только теперь юный гений – под опекой скромного, но совсем не простого дяди, способного постоять за неродное дитя не хуже любой матери. Кажется, что снято это очень предсказуемо, но вот в кадре появляется одноглазый кот, и ты понимаешь – эти люди не могут быть, как все. Их дар – одновременно и благо, и клеймо, которое может восприниматься как уродство, если не разглядеть за ним невероятные особенности и красоту. Но одним рыжим разбойником дело не ограничивается. Рядовое (по меркам кино) судебное разбирательство оборачивается серьёзным противостоянием двух продуманных позиций и двух убедительных речей, звучащих отнюдь не так уж банально. А неожиданный эпизод в роддоме трогает почти до слёз – ещё одна простая идея, подкреплённая таким же простым и очень человечным взглядом на мир.

Но настоящее удовольствие от просмотра и чисто семейный дружелюбный уют создают, прежде всего, актёры. Почти каждое появление МакКенны Грейс сопровождается очаровательной насупленностью не по-детски умных глаз, выдающих невольное превосходство и скуку при виде кучи «обычных» кретинов. При этом ребёнок остаётся ребёнком, и сцены между дядей и племянницей всегда очень живые, весёлые и неизменно трогательные – но без сентиментальности. Октавия Спенсер, памятная ещё по «Прислуге», вносит в эту чудаковатую и нестабильную идиллию нотку житейской мудрости, бескорыстной любви и какого-то здорового, упитанного добродушия, не говоря уже о юморе. Но главный козырь и залог успеха картины – конечно же, дядя. Крис Эванс – безнадёжно положительный парень, буквально до мозга костей. И даже картонный персонаж с полосатым щитом обретает в его исполнении плоть и кровь, вызывая благосклонную улыбку. Но Крис остаётся Капитаном и за пределами комиксовых катастроф – достаточно вспомнить его режиссёрский дебют. Конечно, это не «Перед рассветом» и даже не «Интуиция», но всё равно – вполне состоявшаяся попытка показать современного героя и романтика. Простого, честного и открытого парня с простыми и понятными идеалами, который может быть не слишком умён и оригинален, зато так приятно улыбается и всегда поможет в беде. Вот и Фрэнк Адлер, будучи профессором философии и братом гениальной сестры-математика, остаётся, прежде всего, хорошим парнем и заботливым отцом, готовым чинить лодки ради счастья своей племянницы, а в действительности – конечно, дочери. Слово «простой» – вообще ключевое для понимания этого фильма, не хватающего звёзд с небес, но остающегося маленькой радостью для всех неравнодушных и открытых таким историям.

https://mr-henry-m.livejournal.com/22238.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.